В городе Моршанске Тамбовской области почти произошло сенсационное событие: была найдена одна из копий портрета княгини Екатерины Романовны Дашковой, принадлежавшая кисти известного русского живописца Дмитрия Григорьевича Левицкого, но при выкупе полотна выяснилось – работа ни что иное, как подделка…

работы Дмитрия Григорьевича Левицкого,
хранящийся в США, в Вашингтоне, в коллекции русского искусства музея «Хиллвуд»
— По фотографиям продаваемого старинного портрета, размещенным на одной из интернет-площадок, с первого раза трудно было определить подлинность работы – ракурс и качество съемки просто не позволяли этого сделать, – рассказал Председатель Моршанского Историко-Родословного Общества, кандидат исторических наук Александр Хвастов. — Продавец заведомо не указал цену на «старинный портрет Екатерины Второй», рассчитывая на максимальный отклик и ажиотаж покупателей, но мы готовы были к любому развитию событий и попросили сделать более детальные фотографии работы. Проведя минимальную исследовательскую работу по открытым источникам, мы выяснили: на полотне изображена не императрица, а одна из ее приближенных особ – княгиня Екатерина Романовна Дашкова. На вопрос о происхождении картины мы также не получили внятного ответа (якобы, портрет был подарен родственницей, «мать которой работала где-то у дворян»), что не исключало и вполне интересную версию: портрет был украден после Октябрьской революции 1917 года из усадьбы Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова в селе Новотомниково Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне – Моршанского муниципального округа Тамбовской области), который происходил из рода Дашковых. За вполне символическую сумму продавец «ради истории» согласился расстаться с картиной, после чего нами был объявлен и успешно осуществлен сбор средств для приобретения в историко-просветительских целях этой реликвии.

и размещенная на одной из интернет-площадок
Обратившись за помощью к специалистам историко-краеведческого музея «Нарвская застава» (часть экспозиции музея, кстати, размещается в правом крыле усадьбы княгини «Кирьяново», в Санкт-Петербурге), который, в том числе, и занимается сохранением культурного и исторического наследия княгини Дашковой и возглавляет Международное Дашковское общество, удалось получить предварительное заключение: портрет, безусловно, представляет историческую ценность, хотя и является копией с оригинала не позднее середины XIX века. В музее подчеркнули: качество предоставленных фотографий портрета не позволяют окончательно удостовериться в подлинности работы, однако доля вероятности в дореволюционном происхождении полотна все же имеется.
И только в момент приобретения портрета все стало понятно: полотно – явная подделка. Повторно связавшись с коллегами из северной столицы и приложив более детальные и четкие фотографии, все сомнения были развеяны…


Подлинный же портрет княгини Екатерины Романовны Дашковой работы Левицкого с подписью автора в настоящее время хранится в США, в Вашингтоне, в коллекции русского искусства музея «Хиллвуд». Он был у княгини почти до конца жизни и был подарен ею вместе с другими презентами и сувенирами английской подруге Марте Вильмот при ее отъезде в Англию. Известно авторское повторение знаменитого шедевра русского портретиста, но уже без его подписи. Этот портрет находится в Москве, в частном собрании коллекционера, поэта и переводчика Сергея Васильевича Шервинского. Копия этого произведения авторства петербургской художницы М. В. Петровой-Маслаковой хранится в одном из музеев северной столицы. Изучением портретов княгини Дашковой, в том числе кисти Д.Г. Левицкого, много лет занимается Елена Игоревна Столбова, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи XVIII – первой половины XIX вв. Государственного Русского музея, исследователь, член Международного Дашковского общества. В своих статьях она отмечает, что подчас разные портреты княгини поразительно несхожи между собой, и в этом отразились превратности судьбы Екатерины Романовны: «Судьба Дашковой была полна самых невероятных поворотов, бросавших ее от вершин монаршей милости в бездны опалы, от блеска европейских дворов и ученых бесед с энциклопедистами в глушь ссылки». Было много и других портретов, что и натолкнуло на мысль – это один из них…
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова – одна из самых ярких фигур в отечественной истории, выдающаяся представительница русской культуры. Эта удивительная женщина, имевшая прекрасное образование, владевшая языками, разбиравшаяся в математике и политике, отличалась также несомненным литературным талантом. Она стояла у истоков Российской Академии наук и была удостоена чести первой из женщин мира стать ее президентом. Именно благодаря ее деятельности, российская наука и образование в XVIII столетии поднялись на совершенно другой уровень, который и задал вектор их развития в последующие периоды истории нашей страны.